Проект установления санитарно-защитной зоны
В целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, она же санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, буферной зоной, обеспечивающей уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Порядок разработки проекта СЗЗ регламентирует Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Постановление № 222).
Согласно Постановлению № 222 проект СЗЗ разрабатывается для действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее – объект), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Выделяют следующие виды СЗЗ:
  • Ориентировочные. Это санитарные зоны, размеры которых установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
  • Расчетные. Размеры СЗЗ могут быть определены в ходе проведения всестороннего исследования. Рассчитывать санитарные зоны также необходимо в случае, если предприятие не внесено в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
  • Установленные (окончательные). Это СЗЗ с утвержденными в Роспотребнадзоре границами.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.02.2022 г. № 7) установлена санитарная классификация предприятий по видам деятельности. И в зависимости от мощности, условий эксплуатации, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов определены ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:
  • I класс (чрезвычайно опасные для человека) – 1000 м;
  • II класс (высоко опасные для человека) – 500 м;
  • III класс (умеренно опасные) – 300м;
  • IV класс (мало опасные) – 100 м;
  • V класс (практически не опасные) – 50 м.
Разрешенное использование земельного участка из выписки ЕГРН и выписки из градостроительного плана земельного участка должны соответствовать осуществляемому виду деятельности предприятия.
Примечание: Расчетная СЗЗ может быть равна или меньше ориентировочной, но никогда не больше.
Примечание: Данная классификация предприятий является санитарной, ее не следует путать с категориями объектов НВОС. Санитарная классификация осуществляется по виду деятельности и мощности предприятий, а определение категории объекта НВОС осуществляется по степени негативного воздействия на окружающую среду.
В пределах СЗЗ не могут располагаться – жилая застройка, включая отдельные жилые дома, зоны отдыха, территории курортов, санаториев, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения и т.д., полный перечень приведён в Постановлении № 222.
В случае, если в пределах СЗЗ находится какой-либо нормируемый объект, то предприятие должно обосновать возможность сокращения размеров СЗЗ таким образом, чтобы нормируемый объект был выведен за границы СЗЗ.
Результатом проведенной работы для предприятия является Проект установления санитарно-защитной зоны, полученные СЭЗ о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и Решение Главного государственного санитарного врача, а также нанесение СЗЗ на ПКК.
Срок действия - бессрочно. Корректировка может проводиться в случае изменения технологии производства, расположения и интенсивности источников выбросов, шума, электромагнитного поля; при застройке приграничных территорий; при изменении деятельности владельцев смежных участков и других факторов, которые могут привести к изменению размера СЗЗ.

Ответственность: В случае невыполнения требований по разработке и утверждению нормативов предельно допустимых выбросов предусмотрены административные штрафы: до 100 тысяч руб. в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований) и до 20 тысяч руб. по ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).
В проекте СЗЗ осуществляется комплексная оценка воздействия рассматриваемого объекта на окружающую среду. Проводится характеристика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от источников предприятия, характеристика шумового и физического воздействия. По каждому фактору отдельно и по совокупности определяется расчетная СЗЗ. Для объектов 1 и 2 классов опасности обязательна оценка риска здоровью населения.
В случае несоответствия (в перечне видов разрешенного использования земельных участков зоны нет необходимого наименования) следует обратиться в местную городскую Думу для внесения изменений.
К проекту СЗЗ прилагаются: копии уставных и правоустанавливающих документов на здания и земельный участок, копии паспортов на оборудование, паспортов ГОУ (при необходимости) и договоров на инженерное обеспечение, выписка из ПЗЗ и градостроительный план земельного участка, справки. Каждый лист (страница) из перечисленных документов должен быть заверен предприятием.
Также прилагаются карта-схема и ситуационный план размещения предприятия, результаты расчётов загрязнения атмосферы и шумового воздействия, результаты определения выбросов расчётными методами, план границ СЗЗ с координатами, определенными кадастровым инженером (при необходимости).

Проект СЗЗ подлежит независимой экспертизе в аккредитованной организации и дальнейшему согласованию в Управлении Роспотребнадзора по РО. Независимая экспертиза осуществляется на договорной возмездной основе, а государственная услуга по рассмотрению и согласованию проектной документации оказывается Роспотребнадзором бесплатно, 30 календарных дней.
Если согласованным проектом СЗЗ было установлено, что рассматриваемый объект не является объектом негативного воздействия и по совокупности факторов воздействия на контуре и за границами территории земельных участков установление СЗЗ не требуется, тогда работы по СЗЗ заканчиваются.
Если согласованным проектом СЗЗ было установлены границы и размер СЗЗ, следующим этапом является подтверждение расчетной СЗЗ инструментальными замерами.
Результаты инструментальных замеров и проект СЗЗ направляются на рассмотрение Главному государственному санитарному врачу для получения решения об установлении СЗЗ (далее – Решение).

После получения Решения, сведения о расчетной СЗЗ направляются в Управление Росреестра по РО для их внесения на публичную кадастровую карту (далее – ПКК).
Позвольте нашему специалисту провести бесплатную консультацию и рассказать, чем мы сможем вам помочь