Программа производственного экологического контроля
Программа производственного экологического контроля (ППЭК, Программа, Проект) – проект, в котором содержится общая информация о предприятии и его воздействии на окружающую среду, а также о мерах, ежегодно предпринимаемых предприятием для контроля и соблюдения установленных нормативов выбросов, сбросов и образования отходов.

Порядок разработки ППЭК регламентирует Приказ Минприроды РФ № 109 от 18.02.2022 г. «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее – Приказ № 109).

Согласно Приказу № 109 ППЭК разрабатывается и утверждается ЮЛ и ИП, отдельно для каждого объекта НВОС I-III категории. Согласование проекта не требуется.
Примечание: Экологические проекты, в том числе и ППЭК, должны быть сопоставимы между собой по содержащейся в себе информации о предприятии. Согласованный проект ПДВ заключает в себе установленные нормативы, на основании которых разрабатываются ежегодные мероприятия по их контролю. При изменении сведений в проекте ПДВ, корректировки требует и ППЭК.
Мы в курсе всех последних нововведений в экологическом законодательстве, закажите бесплатную консультацию и защитите свою компанию от штрафов
Приказом № 109 определена структура Проекта, которая включает следующие разделы:
- общие положения (содержит основную информацию о предприятии, категорию, код и место нахождения объекта НВОС, для которого разрабатывается ППЭК, дату утверждения проекта);
- сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ (далее – ЗВ) в атмосферный воздух и их источников (содержит актуальные данные по инвентаризации выбросов ЗВ, показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому ЗВ по каждому источнику и по объекту в целом);
- сведения об инвентаризации сбросов ЗВ в окружающую среду и их источников (содержит сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование, показатели суммарных массы и объема сброса отдельно по каждому ЗВ по каждому выпуску и объекту в целом, схемы систем водопотребления и водоотведения, сведения о средствах измерения расхода сброса);
- сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения (содержит сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с ФККО, сведения об объектах размещения отходов и их инвентаризации на данном объекте НВОС);
- сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля (содержит наименования подразделений и (или) ФИО должностных лиц, их полномочия; численность сотрудников подразделений и (или) должностных лиц; сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений);
- сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (содержит наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров); реквизиты аттестатов аккредитации с указанием информации об области их аккредитации);
- сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (содержит подразделы по контролю выбросов (план-графики, те самые, на основании которых проводят контроль выбросов); по контролю сбросов (мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод, содержать перечень определяемых ЗВ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, план-график проведения проверок работы очистных сооружений; по контролю образования отходов (в случае эксплуатации собственного полигона ТБО - программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую).

Приказом Минприроды РФ № 150 от 24.03.2023 г. в ППЭК добавлен раздел «сведения о побочных продуктах производства», который должен содержать в себе сведения о перечне видов побочных продуктов производства (далее – ППП), включающем наименование, объемы образования за год, периодичность (не реже одного раза в квартал) или даты образования ППП; планируемые сроки использования в собственном производстве или передачи другим лицам ППП и т.д..

К ППЭК прилагаются: карта-схема и ситуационный план размещения предприятия, сводные таблицы по инвентаризации выбросов или СЭЗ по проекту ПДВ, приказ и должностная инструкция на ответственных за природоохранную деятельность, документ об обучении/повышении квалификации ответственного лица, копия выписки с гос.учета объектов НВОС, результаты расчетов рассеивания выбросов ЗВ, инструкции по обращению с отходами 1-4 класса опасности.

Результатом проведенной работы является Программа производственного экологического контроля, утвержденная руководителем предприятия. Согласование в контролирующих органах не предусмотрено.

Срок действия - 7 лет при отсутствии необходимости корректировки программы. Корректировка проводится в случае изменения экологического законодательства или изменения техпроцесса и (или) режимов работы оборудования предприятия, оказывающих влияние на состав, объем и (или) массу выбросов и сбросов предприятия, а именно:
- изменение качественных характеристик ЗВ, поступающих в окружающую среду, а также изменение установленных объемов более чем на 10%.
Корректировка данных ППЭК проводится в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Ответственность: В случае невыполнения требований по разработке и утверждению нормативов предельно допустимых выбросов предусмотрены административные штрафы: до 250 тысяч руб. в соответствии со ст. 8.21 КоАП РФ (нарушение правил охраны атмосферного воздуха), до 100 тысяч руб. в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований) и до 80 тысяч руб. по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации).
Сбережем ваше производство от штрафов и приостановки деятельности! Наши эксперты проконсультируют и детально расскажут,что делать