«Неудобные» источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: главные проблемы природопользователей
Согласно экологическому законодательству, любое предприятие, в ходе деятельности которого происходят выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, должно осуществлять контроль на источниках данных выбросов.

Контрольные мероприятия проводятся вне зависимости от:
  • категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), к которой относится организация
  • класса опасности веществ
  • вида источника (передвижной/стационарный)
В публикации Контроль на источниках выбросах загрязняющих веществ: всё, что нужно знать мы подробно говорили о:
  1. понятии предельно-допустимых выбросов
  2. для заполнения каких отчетов требуются результаты контроля выбросов
  3. методах контроля и их особенностях
  4. инструментальном методе, как наиболее приоритетном

Порядок проведения контроля на источниках определяется Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (в ред. от 17.09.2019). Некоторые пункты документа вызывают у природопользователей вопросы. Связано это с тем, что иные источники являются «неудобными» для осуществления мероприятий, утвержденных в Приказе.

1. Раздел II, пункт 5

“Определяются показатели выбросов, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень ЗВ и их концентрации), а также определяются показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса”.

Современное оборудование уполномоченных органов позволяет выявить загрязняющие вещества, которые невозможно учесть при инвентаризации с помощью устаревших отраслевых методов. Они не дают возможности изучить используемое в промышленности сырье в полной мере и спрогнозировать точные показатели выбросов.

Более того, в рамках экологического законодательства отсутствуют требования по учету воздействия на атмосферный воздух на этапе сертификации сырья и оборудования.


2. Раздел IV, пункт 30

“На всех организованных ИЗАВ аэродинамические параметры выбросов (температура, давление,влажность, скорость истечения и расход отходящего газа) определяются преимущественно инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов, а в случае невозможности использования инструментальных методов определяются на основании документации изготовителя оборудования или проектной (конструкторской) документации и (или)результатов пусконаладочных работ.”

Исходя из данного пункта, перед каждым исследованием ИЗАВ, вентиляционные системы требуют специальной подготовки: чистка, техническое обслуживание, проверка параметров давления и температурного режима. Всё этого необходимо для того, чтобы состояние источника соответствовало заявленным аэродинамическим стандартам.

3. Раздел V, пункт 38

“Если при проведении измерений концентрация ЗВ, присутствующего (в соответствии с технологическим процессом) в выбросах ИЗАВ, оказалась меньше нижнего предела обнаружения, установленного в применяемой методике, то измерения повторно производятся по более чувствительной методике.”

Выходит, что со стороны контролирующих органов замеры могут проводиться неопределенное количество раз. Это зависит от обилия методов, которые могут быть применены для исследования того или иного вещества.

С другой стороны, органы также ограничены в технических возможностях, как и предприятия. Это значит, что если организация не смогла провести исследования по определенной методике, существует вероятность, что уполномоченный орган также не имеет подобной возможности.

4. Вещества I и II классов опасности

Данная проблема не связана с конкретным пунктом Приказа. Однако, при необходимости измерений веществ указанных классов опасности, могут возникнуть сложности.

В первую очередь - наличие/отсутствие необходимой лаборатории в регионе.

Кроме того, зачастую концентрация подобных веществ в пробах оказывается крайне низкой. Но для получения результатов приходится приложить немало усилий и выделить отдельные средства.

Однако, «неудобство» проведения контрольных мероприятий на источниках не является основанием для несоблюдения пунктов Приказа. Мы рекомендуем организациям действовать строго в рамках актуального экологического законодательства. А для того, чтобы получать положительную обратную связь со стороны уполномоченных органов, стоит делегировать задачи экспертам.

Квалифицированные специалисты компании “Атмосфера-Н” в течение 15 лет оказывают полную поддержку всем категориям предприятий. Мы гарантируем качество и результативность нашего сопровождения.
Для заказа услуг обращайтесь по указанному номеру на главной странице или заполните форму обратной связи.
Позвольте нашему специалисту провести бесплатную консультацию и рассказать, чем мы сможем вам помочь
Made on
Tilda